Конрад Оснер (1669-1747)

Обновлено: 31 дек. 2020 г.

Одним из первых приехал работать в Россию при Петре I. У себя на родине был известен как мастер архитектурно-декоративной пластики и резчик по дереву. Первые профессиональные навыки он получил в городе Ульме, будучи учеником довольно-таки посредственных скульпторов Боля, а затем Вигана.


В 1697 году Оснер был нанят на службу для исполнения декоративных работ в московских и подмосковных церквях. Ему приписывается большое горельефное панно «Коронование Богоматери», расположенное в Верхней церкви Богоявленского монастыря в Москве, в скульптурном убранстве которой он участвовал с бригадой мастеров-иностранцев: П. Джемми, Г. Квадро, Д. Руско и Д. Феррара.


Панно выполнено в форме картуша, где по центру помещена фигура Богоматери с лицом, выражающим тихую спокойную радость. Голову Марии торжественно венчают несоразмерно огромной короной два апостола, а сверху на нее исходят направленные от Святого Духа, изображенного в виде голубя, божественные лучи. По-барочному крупно и живописно решены кудрявые облака, из-за которых виднеются головки маленьких ангелочков. По бокам горельефа сидят, опираясь на волюты, два больших ангела с расправленными крыльями, исполненные в круглой скульптуре. Сочная лепка и повышенная декоративность не могут скрыть бросающиеся в глаза недостатки этого панно, связанные со слабым владением автора рисунком и анатомией. Для изображенных персонажей характерны укороченные тела и непропорционально крупные головы.


Переехав в Петербург, Конрад создал статуи для украшения грота Летнего сада со стороны Фонтанки, которые не сохранились (изображены на гравюре с рисунка Михаила Ивановича Махаева в атласе Петербурга 1753 года). Самым известным его произведением является исполненный им в 1708 году большой барельеф «Низвержение Симона-волхва» (дерево), украшающий центральную часть аттика Петровских ворот Петропавловской крепости (архитектор Доменико Трезини). В барельефе, довольно примитивном по исполнению и наивном по замыслу, запечатлено, как апостол Петр силой своей молитвы низвергает с небес колдуна-язычника в присутствии многочисленных людей, которые, дивясь увиденному, указывают пальцами на падающую фигуру Симона, а смотрят при этом на зрителя. В сюжете, типичном для петровского времени, в аллегорической форме прославляется победа Петра I над шведским королем Карлом XII.

В 1721-1723 годах Оснер совместно со скульптором Бартоломео Карло Растрелли создает в Петергофе два декоративных свинцовых рельефа «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом» для Большого водного каскада. На первом барельефе изображена дочь морского вещего старца Нерея и супруга могущественного властителя морей Посейдона, на втором сцена, в которой мифический получеловек-полулошадь кентавр похищает супругу Геракла Деяниру и Геракл, убивая Несса из лука, освобождает её.


В 1739 году Конрад по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка делает для каскада «Шахматная гора», находящегося в восточной части Нижнего парка Петергофа, деревянные фигуры трех крылатых драконов. Из-за ветхого состояния они были в середине XIX века архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа заменены на свинцовые, а после похищения фашистами воссозданы в 1952 году.

Драконы, с угрожающе раскрытой красной пастью, с огромными белыми клыками, с желто-белыми выпученными глазами и поднятыми разноцветными крыльями, словно стерегут несметные сокровища, спрятанные в глубине грота. Фантастические фигуры декоративны, нарядны и впечатляют тончайшей ювелирной проработкой отдельных частей тела, с характерным для стиля барокко совмещением гладких поверхностей туловища и раскрытых крыльев с разнообразной рельефной отделкой головы чудовищ, чешуи, обводки крыльев, хвоста и многочисленных наростов.

О своем пребывании в Петербурге Конрад Оснер оставил любопытные сведения, касающиеся его профессиональной деятельности, в книге Potta VaterlandischeBlatter, Niirenberg, вышедшей в 1791 году.

Просмотров: 46Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все