Андреас Шлютер (1660-1714)

Пост обновлен 31 дек. 2020 г.

В качестве скульптора и архитектора Андреас Шлютер состоял на службе прусских королей. Современники называли его «северным Микеланджело». Он был ярким представителем европейского и петровского барокко, с именем которого также связано много нерешённых вопросов в связи с работой в России. Существуют разноречивые мнения специалистов об авторстве Шлютера в декоративной отделке фасадов Летнего дворца в Санкт-Петербурге и оформлении внутренних помещений петергофского Монплезира. Вместе с тем в выполненных под его руководством скульптурно-орнаментальных произведениях можно найти то новое, что отражало особенности формирующихся духовных и культурных ценностей Петровской эпохи.


Андреас родился в 1660 (по другим сведениям 1665) году в семье гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг (Гданьск). В юности он учился художественному ремеслу у скульптора Д. Заповиуса, а завершил образование в Голландии, испытав при этом сильное влияние нидерландского барокко. Самостоятельный и вполне успешный творческий путь Шлютер начинал придворным скульптором в Варшаве в 1680-1682 годах. В 1694 году курфюрст Фридрих III приглашает его в Берлин, где получив должность придворного скульптора, он одновременно назначается товарищем директора Берлинской Академии художеств. В этот период в произведениях Андреаса видно влияние работ яркого представителя итальянского барокко Лоренцо Бернини, а также французского классицизма, что говорит о его поездках для совершенствования творчества как в Италию, так и во Францию.

Самым плодотворным периодом для Шлютера, принесшим ему заслуженную славу, явился 1696 год. Выступая сразу в двух ипостасях — архитектора и скульптора, он заканчивает постройку Линценбургского дворца, завершает пластическую декорацию мраморного зала Потсдамского дворца и создаёт своё самое значительное монументальное произведение — конный памятник великому курфюрсту Фридриху Вильгельму в Берлине. Он был установлен в 1703 году на Длинном мосту, вблизи строящегося королевского дворца. Сидящий на коне основатель прусской монархии воплощал собой образ мудрого властелина. Памятник великому курфюрсту Андреас исполнил под влиянием конного памятника Людовику XIV, французского скульптора Франсуа Жирардона. Их сходство проявляется в композиции фигур коня и всадника, одежде, причёске, при этом фигура курфюрста кажется более грузной и тяжелой и вместе с тем более динамичной.

В 1697 году Шлютер вновь проявил себя как монументалист, создав бронзовую статую курфюрста Фридриха III для Кёнигсберга, а в 1713 году ему же — надгробный памятник, но об этих работах мало что известно. В дальнейшем вся творческая жизнь Андреаса связана в основном с архитектурой, где он выступал в роли зодчего и блестящего мастера монументально-декоративной пластики. В 1698 году он завершил постройку берлинского Арсенала, начатого архитектором Иоганном Арнольдом Нэрингом, и приступил к его декоративной отделке. Как истинный представитель барокко, Шлютер с большой пышностью оформил главный и выходящие во двор фасады здания. Главный фасад декорирован крупной лепной орнаментикой, в которой преобладают мотивы военных трофеев, символизирующих триумф победы. Трагическая тема звучит в оформлении всех дворовых фасадов: они украшены рельефными маскам воинов, умирающих на полях сражения. В них, используя сильные светотеневые контрасты, придающие живописность и динамизм форме, скульптор с большим реализмом передаёт различные моменты страданий раненых. Воины показаны им кричащими от боли, и усилием воли её преодолевающими, и обессилевшими, покорно ждущим своей смерти.


Андреас является автором оформления южного, северного и дворовых фасадов, а также лестницы и интерьеров некоторых парадных комнат Берлинского дворца, директором, а потом и главным архитектором которого он был назначен в 1699 году. Из-за интриг своего соперника архитектора Эозандера фон Гёте в 1706 году был отстранён от работ, связанных с постройкой дворца и стал выполнять преимущественно небольшие заказы частного характера. Его дальнейшая карьера архитектора и скульптора была связана с Россией, где он проработал один год. Подписав договор с Яковом Брюсом и переехал в Россию получив в 1713 году от Петра I высокую должность баудиректора и огромное по тем временам годовое жалование в пять тысяч рублей. В качестве архитектора и скульптора Шлютер приступил к расширению и декоративному оформлению Летнего дворца, построенного для Петра в голландском стиле итальянским архитектором Доменико Трезини. После смерти Андреаса отделочными работами помещений до середины 1720-х годов занимались архитекторы Иоганн Браунштейн и Георг Маттарнови. Учитывая характер трезиниевской архитектуры, Шлютер тактично на всех четырёх фасадах здания помещает обрамлённые и изолированные от стен 29 барельефов. Их изображения в аллегорической и символической форме повествуют о борьбе России за выход к Балтийскому морю и о превращении её в морскую державу. Сюжеты барельефов решены в жанре марины, и в основе их лежат мифологические сцены, имеющие отношение к морю. Всюду видны морские волны, кораблики, дельфины, фантастические животные и человеческие фигурки на песчаном берегу. Среди них выделяются композиции: Амур, лежащий на дельфине (на фасаде, обращённом к Фонтанке), Триумф Нептуна и Амфитриты и Персей, побеждающий Медузу Горгону (на главном фасаде). Некоторые из них исполнены довольно посредственно и слабо. Неизвестный автор, а возможно и не один, выполнял их по рисункам Андреаса. Известный отечественный историк искусства Наталья Николаевна Ковалевская связывает с именем Шлютера четыре барельефа, помещённых на фасаде, выходящем на Фонтанку, отмеченных более высоким уровнем пластического решения.


Андреаса приписывается великолепное резное панно вертикальной формы с изображением Минервы с совой (1714), украшающее вестибюль Летнего дворца. Вся его поверхность заполнена стоящей фигурой античной богини со шлемом на голове, одетой в доспехи, на которые наброшены пышные драпировки. После окончания работ в Летнем дворце Шлютер руководил постройкой Большого дворца и Монплезира в Петергофе, которые после его смерти достраивал Иоган Фридрих Браунштейн. Короткая творческая деятельность Андреаса в России из-за его скоропостижной смерти не дала ему возможности ярко и полно проявить себя в нашей стране, но тем не менее его вклад оказался крайне значительным.

Просмотров: 62Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все