МАСТЕРА РУССКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Материалы страницы отражают важнейшие ступени развития отечественной скульптуры за 200 лет: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классицистических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанного с прогрессивными идеями русского демократического общества. 

Почти каждая статья начинается с портретного изображения скульптора. В материалах широко представлены фотографии произведений монументальной, декоративной, станковой скульптуры и пластики малых форм мастеров XVIII-XIX веков. Даются фотографии знаменитых и малоизвестных памятников и надгробий, а также скульптурных убранств архитектурных сооружений, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге. В качестве иллюстративного материала используются работы, находящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, а также других музейных пространств и частных коллекциях.

Скульпторы первой половины XVIII века

До XVIII века скульптура по сравнению с живописью не имела большого распространения в повседневной жизни и главным образом украшала лишь храмы и дворцы. Петровская эпоха была своеобразным рубежом между Московской Русью и Российской империей, давшим начало новому светскому искусству. Благодаря закупкам античных произведений за границей происходило знакомство русских людей с западноевропейской скульптурой, а вместе с ней и с культурой. Вместе с тем явления общественной жизни и значительные исторические события потребовали своего отражения в монументальных, декоративных и станковых формах. Для этих целей в Россию стали привлекать иностранных специалистов и посылать молодых художников на обучение за границу. Среди первых петровских пенсионеров были архитектор Иван Кузьмич Коробов, построивший здание Главного адмиралтейства, живописцы Иван Никитич Никитин и Андрей Матвеевич Матвеев. Не имея возможности соперничать с иностранцами, а также с прибывшими на родину пенсионерами, мастера Оружейной палаты и Приказа каменных дел переходили в более низкий ранг ремесленников. При Петре I разрушается прежнее представление о красоте и канонических формах. В искусстве появляются новые идеи, образы, жанры и сюжеты. Первыми иностранцами, приехавшими в Петербург, были немцы и французы, работавшие в орнаментальной пластике, украшении резьбой носовых частей кораблей и фронтов зданий. Более сложные задачи в области монументально-декоративной скульптуры решались мастерами, уже получившими известность у себя на родине. Среди них: Андреас Шлютер, Конрад Оснер, Бартоломео Карло Растрелли и Николай Пино. Эти имена будут представлять отечественную скульптуру первой половины XVIII века. В их творчестве на русский лад своеобразно перерабатываются элементы западноевропейского барокко, классицизма XVII века и скульптуры рубежа XVII-XVIII веков. Характерной чертой искусства этого времени станет манера выражения, построенная на совмещении реализма с изощрённой фантазией и экспрессией. 

Скульпторы второй половины XVIII и первой половины XIX века 

В 1760-х годах в изобразительном искусстве начинает, в противоположность барочным тенденциям, зарождаться новое стилевое направление — классицизм. Теоретик классицизма Иоганн Иоахим Винкельман в статье «О подражании древним» утверждал, что изучение античной скульптуры открывает художникам более лёгкий путь к познанию совершенной красоты, нежели непосредственное изучение природы. Яркий представитель французского Просвещения Дени Дидро также писал «о просторе античного героизма». Просветительский классицизм, ставший во Франции стилем революционной буржуазии, нашёл своё блестящее выражение в России, где буржуазия ещё только зарождалась. В это время литература и искусство в связи с борьбой с «деспотичеством», «за истинный и просвящённый монархизм и за счастье народа русского» получили ярко направленный гражданский характер. Сознание своей связи с обществом и народом придало искусству героический пафос, соединённый с простотой и человечностью. Если французский классицизм XVII века черпал свои идеи и образы из римской истории и искусства, то просветительский классицизм XVIII века преклонялся перед античной Грецией. В России этот стиль господствовал достаточно долго, почти сто лет, просуществовав в своей поздней стадии до середины XIX столетия. Русский классицизм достиг необыкновенного размаха и мощи, сделав огромный вклад в сокровищницу мирового искусства, особенно в области архитектуры, монументальной и мемориальной пластики. Это позволяет поставить его значительно выше западноевропейсткого классицизма, проявившего себя в основном в станковых формах. 

 

В России переход от декоративного стиля барокко к классицизму имел более радикальный характер, чем на Западе. Огромную роль в русской архитектуре играл городской ансамбль, достигший на рубеже XVIII-XVX веков небывалого развития. Своё начало он получил ещё в строительстве Петербурга, и только во второй половине XVIII века, вместе с проникновением демократических идей в дворянскую культуру, дворцовый ансамбль уступил место городскому, отражая новую идею отечества всех сословий. Это хорошо видно в грациозном проекте Кремлёвского дворца Василия Ивановича Баженова, задуманного им как дворец-акрополь, объединённый народным форумом. На рубеже XVIII-XIX веков, когда русский классицизм вступил в свою зрелую стадию, приходит новое понимание синтеза искусства, в особенности архитектуры и скульптуры. Если в период барокко скульптура имела чисто украшательский характер и была неотделима от здания, сливаясь с архитектурными формами, то совершенно иные задачи она решала в эпоху классицизма. В ней стали видеть одно из важных средств выражения основой идеи сооружения, направленной на воплощение нового художественного идеала в пластических образах прославляющих гражданские доблести: военные победы и патриотизм. В замысле архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова при строительстве петербургского Адмиралтейства скульптуре было отведено исключительно важное место в убранстве фасадов и интерьеров. Феодосий Фёдорович Щедрин, Василий Иванович Демут-Малиновский, Степан Степанович Пименов и Иван Иванович Теребенёв участвовали в создании статуй, барельефов и многочисленных лепных украшений для этого грандиозного сооружения. Основная тема скульптурного декора Адмиралтейства — море, где человек властвует над водной стихией и побеждает её. Есть сюжеты, отражающие конкретные исторические события, как например, в горельефе Теребенёва — «Заведение Российского флота Петром I».

 

В материалах будут назван целый ряд блестящих примеры синтеза архитктуры и скульптуры в Петербурге, его пригородах, а также в Москве, где активно работали лучшие представители отечественной пластики:    

1709-1791 — Никола Франсуа Жилле

1716-1791 — Этьен Морис Фальконе

1740-1805 — Фёдот Шубин

1744-1810 — Фёдор Гордеев

1751-1825 — Феодосий Щедрин

​1753-1802 — Михаил Козловский

1754-1835 — Иван Мартос

1758-1828 — Иван Прокофьев

1758-1823 — Гавриил Замараев

1764-1835 — Павел Соколов

1779-1846 — Василий Демут-Малиновский

1780-1815 — Иван Теребенёв

 

1783-1873 — Фёдор Толстой

 

1784-1833 — Степан Пименов

 

1787-1839 — Самуил Тальберг

 

1792-1837 — Борис Орловский

 

1794-1855 — Иван Витали

 

1805-1867 — Пётр Клодт фон Юргенсбург

 

1812-1855 — Александр Логановский

 

1812-1864 — Николай Пименов

 

1815-1859 — Александр Теребенёв

 

1815-1848 — Антон Иванов

 

1816-1850 — Пётр Стравассер

 

1817-1867 — Николай Рамазанов ​​

Скульпторы второй половины XIX и начала XX века 

Николай Либерих (1828-1883)

Пармен Забелло (1830-1917)

Михаил Микешин (1835-1896)

Иван Подозеров (1835-1899)

​Иван Шредер (1835-1908)

​Фёдор Каменский (1836-1913)

Николай Лаверецкий (1837-1907)

Матвей Чижов (1838-1916)

Александр Опекушин (1838-1923)

Марк Антокольский (1842-1902)

Евгений Лансере (1848-1886)

Михаил Врубель (1856-1910)

Илья Гинцбург (1859-1939)

 

Гуго Залеман (1859-1919)

Сергей Волнухин (1859-1921)

Роберт Бах (1859-1933)

Владимир Беклемишев (1861-1919)

Анна Голубкина (1864-1927)

Павел Трубецкой (1866-1938)